От всей души поблагодарила заботливого деда.
Да, при воспоминании о людях, почему то аж слезы на глазах. Как то я вот уже скучаю по Узбекистану. Дед ангел.
Путешествуем с удовольствием |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Путешествуем с удовольствием » Азия и Африка » Узбекистан - это красиво, интересно, вкусно. И просто здорово! 09.2022
От всей души поблагодарила заботливого деда.
Да, при воспоминании о людях, почему то аж слезы на глазах. Как то я вот уже скучаю по Узбекистану. Дед ангел.
Мы вышли к краю двора и обнаружили, что впереди еще огромная неизведанная территория.
Вот к тем строениям и пошли.
Двери где-то по дороге.
В 1380 году в Шахрисабзе одновременно со строительством дворца Ак-Сарай началось сооружение еще одного монументального ансамбля, известного под названием Дорус-Саодат.
Вот к нему-то мы и приближаемся.
Уже видно, что это было монументальное и красивое сооружение.
Поводом для возведения мемориального комплекса послужило печальное событие – в 1376 году скоропостижно, на двадцать втором году жизни, умер старший сын Тимура Джахангир, которого властелин горячо любил и готовил в свои наследники.
Вход во двор можно и не заметить.
Дворики маленькие, но мощь чувствуется. А еще покройте это плиткой (мысленно) как в Шахи-Зинда и получится очередной шедевр.
Тело Джахангира, скончавшегося в Самарканде, было перевезено на родину предков в Шахрисабз.
По словам Руи Гонсалеса де-Клавихо, медресе и мавзолей Джахангира были богато отделаны золотом, лазурью и изразцами. Здесь же был устроен сад с водоемами.
Отделка утеряна, изящество осталось.
В 1394 году при осаде крепости Курд в Иране погиб второй сын Тимура, двадцатидевятилетний Умаршайх. Его тело также доставили в Шахрисабз и похоронили в Дорус-Саодат. Каждый день по приказанию Темура в медресе привозили двадцать вареных баранов для поминовения душ погребенных здесь его сыновей.
Часть отделки дверей в мавзолей.
Вплотную к сохранившемуся мавзолею в XIX – начале XX века была пристроена мечеть Хазрети Имам.
По одной из версий это связано с тем, что сюда были перезахоронены останки видного исламского деятеля VIII века Хазрет Имама Багдади, вывезенные из Ирана по приказу Амира Тимура.
По другой - имя Хазрети Имама может быть связано с известным собирателем хадисов IX века Абу Мухаммад ибн Наср ал-Кеши, чье имя упоминается на резной двери, установленной здесь в XIX веке.
Время и названия намазов (они их совершают каждый день и не помнят???).
Рядом красивая терраса. Некоторые уходили молиться туда, в уединении.
Посреди двора несколько почтенных чинар.
Вот эта была посажена в 1370 году (ущипните меня!).
Не удержалась, погладила ствол.
Дальше за мавзолеем и мечетью было еще что-то.
Покрутившись в лабиринте невысоких стен и узких проходов мы оказались перед гробницей Амира Тимура.
Видимо после захоронения в Шахрисабзе любимого сына Джахангира у Тимура зародилась мысль о сооружении здесь мавзолея для себя и своих потомков. Но лишь через четыре года, после завершения похода в Хорезм, было начато возведение погребального комплекса.
Темур приказал построить усыпальницу и для себя, однако она осталась незаконченной. В 1404 году он осмотрел ее и остался недоволен, говоря, что вход в нее низок и велел его переделать. Мавзолей, предназначенный для Тимура, не сохранился, однако по историческим документам и в результате археологических исследований на территории комплекса Дорус-Саодат был обнаружен склеп Амира Тимура.
Судя по описаниям современников, сверкающей роскоши наземного помещения противостоял аскетизм подземного склепа.
На стенах и сводах вырезаны суры Корана.
В склепе бесподобная акустика, как в хорошем концертном зале. Мы приготовились что-нибудь спеть, но Лара выгнала нас Ирой на улицу, ей видите ли видео приспичило снять.
Вид на мавзолей Джахангира и мечеть.
Вся территория покрыта невысокими стенами, обозначающими границы каких-то помещений.
Историки предполагают, что здесь находились помещение для поминовений, медресе и (возможно) мечеть. Медресе Дорус-Саодат изначально было предназначено не для обучения, а для выполнения культово-мемориальных функций.
Приготовлений было много. Но судьба распорядилась по своему усмотрению и местом погребения Тамерлана стал Гур-Эмир в Самарканде.
Дорут-Тиловат с расстояния чудо, как хорош!
Любуемся напоследок.
И отправляемся назад.
За окном мелькают плюшевые спины гор, которые хочется погладить.
Опять граница областей.
А мы карабкаемся на перевал.
Еще в начале поездки мы обсудили важный пункт плана - обед. Максут сказал, он знает прекрасное место и будем надеяться, что оно не занято.
На выезде из Шахрисабза наша ходячая энциклопедия по просьбе пассажиров остановилась возле незаметного винного лабаза, где мы наконец смогли затариться узбекским вином по приемлемой цене (25 тыс.).
На перевале мы остановились.
Ух ты! Мы же оттуда приехали!
А Максут позвал хозяина и нам махнули рукой - туда!
Правда что ли? Мы будем обедать в этом скворечнике на камне среди гор?
Дорога к скворечнику терниста.
Зато виды оттуда...
Слева видно заведение нашего хозяина. Да... вот так они и бегают с кухни к столу.
Кутабский перевал славится небольшими семейными едальнями, где готовят и подают Тандыр-кебаб. Куски барашка одевают на специальные шампуры, а их на крепления и опускают все это в тандыр.
Верх замазывают глиной (лопата рядом прилагается) и вся эта красота томится часов 5. Вот именно за тандыр-кебабом мы сюда и приехали.
Террасу в скворечнике нам пришлось делить с милой компанией мальчишек.
У одного из них вчера была свадьба, а сегодня празднуют мальчишник. Вот такая узбекская последовательность.
Когда мы совсем подружились, нам застенчиво преподнесли в подарок свадебную фотографию.
Господи, какие же они все молоденькие! Да я не верю, что им по 20 есть.
Теперь повод, по которому мы сдружились.
Одна бутылка вина была припасена у нас под барашка. После 5-й просьбы доставить нам в скворечник штопор, воз был и ныне там. Максут крутил бутылку в руках, а мальчикам велел соображать. Ну они и сообразили.
Саморез, торчащий из крыши показался перспективным.
Несколько минут мучений... и ничего. Мальчишки пробовали и другие способы, мы ржали до слез. Те, кто не участвовал в навинчивании бутылки, тоже веселились.
Был найден саморез подлиннее.
Когда от смеха уже болели животы у всех, свершилось чудо!
Тут и наш обед подоспел.
Было очень, ОЧЕНЬ вкусно! Только ради этого стоит сюда ехать. А еще среди кусков мяса попалась пара кусков домашней ливерной колбаски, мы попросили и нам принесли небольшую тарелку. Можете не верить, но их ливерные колбаски - это ум отъешь!
Наш милейший расторопный официант.
Возвращаемся к машине.
Ой, показалось...
Десерт от хозяев.
Спускаемся с перевала и возвращаемся в Самарканд.
Где-то этот рюкзак я уже видела.
Ой, Света! Ну, ты, Света, даешь )
Можете не верить, но их ливерные колбаски - это ум отъешь!
Подтверждаю, было очень вкусно. У меня даже фотка в недрах телефона есть.
У меня даже фотка в недрах телефона есть.
Ой, Ира, классно!
Перерыла все, у себя не нашла.
В поездке в Шахрисабз мы двигались на юг от Самарканда. Но вокруг города есть еще много всего интересного. Совсем рядом, но на восток, есть роща тысячелетних чинар, а рядом очень старая деревушка, где все сохранилось, как несколько сотен лет назад.
Мы пытались склонить Максута к продолжению путешествия, но он сказал, что туда все равно ехать через город и это совершенно другой маршрут. Это к тому, что местные прекрасно знают все интересные места и маршруты у них построены. Не обязательно изобретать велосипед, достаточно указать направление и тебе покажут все интересное по пути.
Был ранний вечер, времени еще навалом и мы отправились на самаркандский рынок.
Один магазин при входе туда меня заинтересовал.
Такие странные штуки я и до этого видела. Пошла выяснять.
Оказывается это такая узбекская фишка - детская люлька и наишикарнейшие накидки на нее. Вот тут кто во что горазд. Чем богаче, тем круче. Они бывают и богато вышитые, и в кружевах, и чуть ли не затканные золотом.
Ну вот и рынок.
Очень красочно!
Вот эти мешки в центре - это желтая морковь. Узбеки именно ее в плов кладут.
Однажды я попробовала ее в сыром виде. Вкус другой, не такой как у нашей оранжевой. Она не сладкая, напоминает вкус молодой травы. Помните раньше, в детстве, вытаскивали свежую травинку и жевали? Вот примерно так.
Хотя в плове все вкусы перемешиваются и какая там морковь уже не очень понятно.
На любом рынке давят гранатовый сок.
Стоит порядка 15 тыс., нальют в бутылку, можно ходить и пить.
А вот эти подарочные упаковки, подозреваю, что это нават - виноградный сахар.
Орехи.
Колбасный магазин.
На улице с тележек продают свежие лепешки.
Выглядят очень аппетитно! Но съедать их нужно пока свежие. Буквально через пару часов (карета) лепешка превращается в (тыкву) камень. Есть уже нельзя, гвозди забивать можно.
Утром мы отправились досматривать недосмотренное. Первая интересность была совсем рядом с нашим отелем.
Заодно прогулялись вглубь по нашей махалле.
А мы-то дураки жалуемся, что на Петроградке тротуары узкие. Да у нас раздолье по сравнению с этим.
Ворота - лицо дома. Внутри может быть ковер и 3 подушки. И все. Но ворота должны быть.
А потом шли по такой милой тенистой улочке. Здесь на тротуары и вовсе забили.
Вот и пришли.
Мавзолей Абу Мансура аль-Матуриди.
Красивая дверь (видимо какой-то запасной вход) заперта.
Опять мы залезли откуда-то сбоку. Но все равно красиво.
Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди родился в 870 г. в самаркандской махалле Матурид. Он был известным исламским богословом, отличался глубокими познаниями в области фикха (мусульманского законодательства), слыл толкователем Корана и является основателем матуридизма - философского течения в исламе, которое впоследствии назвали в его честь.
Именно здесь, в Средней Азии, матуридизм получил наиболее серьёзное распространение и стал официальной философской школой местных религиозных деятелей и богословов.
После смерти аль-Матуриди в 944 г. он был похоронен на самаркандском кладбище Чокардиза, где, по преданию, погребены более 3000 учёных-богословов. Над могилой был сооружён мавзолей, разрушенный в 1930-х годах.
То, что осталось от кладбища, сейчас аккуратно сохраняется.
Территория очень красивая, деревья-топиары придают ей какую-то торжественность.
В 2000 году к 1130-летию со дня рождения Мухаммада Абу Мансура аль-Матуриди на месте разрушенного мавзолея был построен архитектурный комплекс.
В центре - захоронение Матуриди. Но это еще не все.
Не забыли и о 3000 ученых-богословов, похороненных на кладбище Чокардиза. Во время благоустройства было найдено много надгробных камней. Вот и покоятся богословы теперь вместе.
На каждом надгробном камне надпись, то, что ученики и последователи сочли нужным оставить на могиле.
Не, есть вещи, которые в моей голове никак не укладываются. Я готова признать, что эти симпатичные завитушки можно прочитать и понять смысл. Но как на твердом камне каллиграфически выдолбить все это? А служитель внутри еще и показывал, что надписи сделаны в разной технике каллиграфии. Угу. 1000 лет назад.
Просто отвал башки...
Мы еще прошлись по парку. Очередные древние захоронения.
Вот так выглядит мавзолей от главных ворот.
Возвращаемся. Вот здесь богатые люди живут. Не металлическая дверь, а деревянная.
А на эту улицу даже машина не заедет.
Видимо что-то очень нужное рекламируют (или там тебе руку пожмут?).
Пора прикоснуться к главным святыням.
По дороге.
Ну зачем дополнительно украшать город, если яркое солнце дарит каждому фонтану по радуге?
Узбекские музыканты дарят песню работникам местных коммунальных служб.
Вход в парк Амира Тимура стерегут суровые тигры (барсы?).
Парк спокойный и красивый.
На площадке множество стендов, рассказывающих о парках времен Тамерлана, разбросанных вокруг Самарканда. В те времена город был явно меньше. Это значит, либо парки находились на достаточном расстоянии от города, либо сейчас их территории - это окраины Самарканда. От парков тех времен практически ничего не осталось. Хотя порыться в интернете интересно (когда время будет). В моем понимании, если что-то осталось, то это небольшие участки с очень старыми деревьями.
Перед нами мавзолей Рухабад.
Рухабад переводится как Обитель духа. А сам мавзолей по приказу Тимура воздвигнут в 1380 году над могилой религиозного деятеля шейха Бурханеддина Сагарджи.
Шейх был главой мусульманской миссии в Пекине, где пользовался большим уважением и влиянием при дворе правившей в Китае династии Юань. Был женат на китайской принцессе. Завещал сыну похоронить его в Самарканде. В те времена, это сооружение была самым почитаемым местом в Самарканде. Сам грозный Тимур, спешивался с коня, если его путь пролегал мимо мавзолея.
Позже территория вокруг мавзолея неоднократно застраивалась - мечеть, медресе и т.д.
Вот такой небольшой мавзолей.
Над входом.
Который день я рассматриваю эти странные узоры. Они и снаружи над входом и внутри, на всех куполах и нишах. И кроме мелкой структуры всегда присутствуют вот эти большие "вмятины". Чуть позже я поймала кого-то (чужого гида?) и спросила.
Мне объяснили, что это знак Фатимы, как бы след от пальцев (отсылка к "ладони Фатимы"?). Дополнительный религиозный знак, защищающий святое место от злых духов.
Пусть так, готова поверить. Вот только сводов, где 5 вмятин (по количеству пальцев среднестатистического человека), я видела ...ну, половину. Вот здесь их 4, а было и по 7 кое-где. Или количество следов увеличивает защиту?
Опять странненько.
Кроме Бурханеддина Сагарджи в мавзолее Рухабад были позднее захоронены его супруга, сыновья и родственники.
Тетка внутри развела нас, как детей. Предложила рассказ за 25 тыс. Потом оказалось, это с человека. Рассказ длился минут 10. Неплохой заработок.
Вы здесь » Путешествуем с удовольствием » Азия и Африка » Узбекистан - это красиво, интересно, вкусно. И просто здорово! 09.2022