И выходим на площадь Пои-Калян. Главное действующее лицо здесь минарет Калян.
Он офигительный! Я не могла от него оторваться.
Калян означает "Великий", а "пои" - соответственно, "подножье", и эта удивительная простота названий старых бухарских площадей (Ляби-хауза - "Берег пруда"), "Пои-Калян" - "Подножье Великого". Есть версия, что названия местам давали не ханы и знать, а народная молва.
Это один из старейших минаретов Средней Азии, его строительство уже было закончено в 1127 г.
Домонгольское происхождение выдаёт декор - если после-монгольское зодчество славится цветной керамикой стен, то в домонгольском господствовали сложнейшие кирпичные и терракотовые орнаменты, образовывашие на минаретах не повторявшие друг друга пояса.
Строил его мастер по имени Бако, чьё имя записано на стене...
По легенде, стройка удалась со второй попытки: первого зодчего постоянно торопил хан, от чего спешно построенный минарет в 1121 году рухнул, и зодчему за это ещё и отрубили голову. Бако оказался хитрее, и в нужные моменты (например, отвердевания раствора) попросту исчезал в неизвестном направлении. Вообще легенды о Каляне все одна другой кровавее: молва величает его Башней Смерти, так как якобы показательной казнью преступников в Бухаре было - сбросить их к ногам толпы с минарета. Ещё есть предание, что как-то с него навернулась дюжина местных чиновников, ловивших документ, вырванный порывом ветра из руки Тамерлана.
Верхушка минарета похожа на голову хана в тяжёлой короне.
А Лару потянуло на красивую фотосессию. Для этого она потащила меня на площадку позади минарета. По окончании фотосессии она рассматривала фотки, а я решила сделать еще пару кадров с нового ракурса.
Не знаю, что мы там с камерой намудрили, но получилась узбекская Пизанская башня.