Под главной мозаикой идет ряд поменьше.
"Успение Богородицы" того же времени.
А вот на арке вокруг апсиды сохранились мозаики V века. Их датируют 432-440 годом. Мозаики прекрасно сохранились.
Здесь сцены из детства Христа, города Иерусалим и Вифлеем и Этимасия с четырьмя символами евангелистов наверху и фигурами апостолов Петра и Павла по сторонам.
В Санта Мария Маджоре цикл сцен из детства Христа приобрел налет несколько нарочитой торжественности, в чем нельзя не усматривать воздействия триумфальной тематики: первое пришествие Христа прославляется здесь согласно схеме императорских триумфов.
В первом ряду сцен главный акцент поставлен на признании Христа его родителями, Симеоном, Анной и первосвященниками (т. е. евреями), во втором ряду — на признании Христа царями и в третьем ряду — на показе бессилия Ирода перед мистической силой божественного Младенца.
Весь цикл задуман как наглядное опровержение учения константинопольского патриарха Нестория, отвергнутого на Эфесском соборе 431 года.
Несторий утверждал, что Христос родился человеком и лишь позднее, с момента крещения, сделался Богом. Поэтому Несторий отказывался признать Марию Богоматерью. Он выдвигал то положение, что нельзя верить в Бога двух-трех месяцев отроду, а также поклоняться младенцу, вскормленному молоком матери и принужденному бежать в Египет ради спасения жизни.
В противовес учению Нестория Эфесский собор торжественно объявил Марию не только матерью Христа, но и матерью Бога. С этого момента стал утверждаться культ Богоматери, в ее честь начали строить множество церквей (сначала на Востоке, затем на Западе), ей посвятили особые праздники.
И работавшие в Санта Мария Маджоре мозаичисты получили, несомненно, задание от составителя иконографической программы росписи всячески подчеркнуть, в соответствии с решениями собора, божественную природу младенца Христа (отсюда его ореол триумфатора) и прославить Марию как Богоматерь.
Наконец, в сцене Бегства в Египет антинесторианская установка авторов мозаик выступает с наибольшей силой: используя апокрифический источник (Евангелие псевдо-МатфеяIV), они показывают как правитель египетского города Сотина Афродисий вышел со своими приближенными поклониться истинному Богу Христу, ибо при появлении младенца Христа в языческом храме упало триста пятьдесят пять идолов.
Я не знала, сколько у меня есть времени. Поэтому старалась не залипать намертво на каждой мозаике. Следовательно в следующий приезд базилику надо будет повторить именно на предмет мозаик.