Пошла по дорожке и быстренько попала на небольшую площадку. На одной ее стороне толпился народ (похоже, возле пропускного пункта), на другой стороне я усмотрела кассы. Сказала, что хочу билет. Кассир ответил, что вход только с гидом и в составе группы. Ближайшая английская группа отправится вотпрямщас.
Так давайте же скорее билет! (Масштаб бедствия 10 евро)
Забрала билет, поскакала ко входу и влилась в группу.
Наш гид (явно индус) привел нас на небольшую площадку, укрытую от солнца, и рассадил на ступеньках полукругом.
На стендах позади него картинки - как что строилось и происходило в катакомбах, на что обратить внимание.
Места в катакомбах мало, там рассказывать неудобно, да и другие группы тоже туда хотят. Поэтому основной рассказ шел тут, на террасе.
В окрестностях Рима находится более 60 катакомб, самые длинные и значительные находятся на построенной еще в дохристианскую эпоху Аппиевой дороге.
Когда в V веке до н.э. был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии. Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин) для строительства римских зданий. Символично, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.
Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.
Оказывается, холмы под Римом просто изрыты пещерами и катакомбами.
Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества, отступники от государственных божеств, последователи запрещенной законом магии, исповедующие недозволенную законом религию. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.
В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.
В V веке захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.