Afsluitdijk
А мой путь после Leeuwarden ведет меня на дамбу. Навигатор местами не знает местности и показывает, что я еду по полю, видно дорога новая. Появляются первые мельницы. Я однажды прочитала, что в автопутешествиях водитель видит одну дорогу, я рядом сидящий смотрит только в карту. Позволю себе не согласится. Прекрасный обзор на 180 градусов, дорога ровная, сиди и любуйся на окружающие тебя красоты. Я и любовалась. Все ново, интересно и увлекательно. На навигаторе видно, что я еду по узкой полоске суши между водой, с одной стороны от меня озеро Эйсселмер, похожее больше на море, а с другой стороны эта дамба и есть.
С XVII века существовал план отделения залива Зейзер-Зе от Северного моря, но обширность работ не поддавалась осуществлению этого плана. После катастрофического наводнения 1916 года было решено возвести плотину, которая объединив провинции Северной Голландии и Фрисландии, защитила бы окрестности от наводнений и одновременно отвоевала бы новые земли у всегда опасного Северного моря. Строительство плотины началось в 1919 году, а ее торжественное открытие произошло 28 мая 1932 года. Длина плотины 30 км, ширина 90м. и высота над уровнем моря 7 м. Для ее строительства понадобилось 23 млн. кубометров песка, 13,5 млн. кубометров глины и 1 млн. кубометров плитки для облицовки склона. С обоих концов плотины сделаны шлюзы для регулирования уровня воды при прохождении судов в Эйсселмер.
Дамба это не очень высокий вал, поросший зеленой травой. По нем вовсю разгуливают овцы. «Как они с другой стороны в море не падают?»-подумалось мне. По пути заправка, решила остановиться на санитарную остановку и бензина залить. Здесь бензин оказался самым дорогим-1.73 евро за литр. В Голландии мне не встречались удобные санитарные парковки для отдыха как у немцев. Это был минус. Да, страна небольшая и до дома каждому не далеко, ну а туристы уж как-нибудь обойдутся. Конечно, на каждой заправке присутствовали туалеты, но заправки не так часты.
На середине дамбы есть известное местечко Afsluitdijk 5, 8766 TS Breezanddijk. Вот на этом местечке есть парковочка, кемперы вообще съезжают к самому морю, я не стала этого делать, мне и сверху все было отлично видно.
Море, оно море и есть, тем более Северное. Мощь природы и бескрайний простор, вот что такое северные моря. Можно проехать по мостику к заправке и посмотреть на озеро, там есть парковка. Но я уже налюбовалась озером по ходу движения.
По пути встретился разводной мост, через который пропускали яхты и небольшие кораблики. Смотреть было очень интересно, кораблики были видны все, но хорошие фото не сделаешь, мешали конструкции разводного моста. Так что, как всегда, сколько интересного осталось в моей памяти, а не на карте фотоаппарата. По пути проезжали шлюзы, очень все интересно. Все таки, я в душе неисправимый автопутешественник, и мне доставляет такое громадное удовольствие именно самой проехать интересными дорогами, высокими перевалами и по пути самой увидеть много нового и интересного. Проезд по дамбе понравился очень. И я поняла, что такое дамба и какой это громадный человеческий труд. Я была восхищена.