Эта тема в последнее время возникает часто.
"Чем закусить Эрмитаж?" или "А что посмотреть у вас этакого?"
Кошками уже все давно протестировано, поэтому мы с подругой решили проверить на себе - как это и что мы можем найти там.
В былые времена я часто пользовалась проходными дворами, но не для прогулок, а для скорейшего попадания из точки А в точку Б. Теперь все не так просто, многие дворы закрыты. Но не все. Будем использовать, что доступно.
Сейчас карты для прогулок появились в интернете.
Архитектор Екатерина Новикова нарисовала серию карт проходных дворов Петербурга: для тех, кто хочет срезать путь и не встречаться с машинами. Т.е. пройти можно, но красот вам никто не гарантирует.
Начать мы решили с глобального - прогулка по проходным дворам Васильевского острова (ВО) между Малым и Средним проспектами.
Карты мы конечно придерживались, но не строго, пару раз нас сносило в сторону, пару раз на обратной дороге попадали на предыдущий маршрут.
Вот входишь в арку... и непонятно, что ждет? Красивенький дворик? Старые развалюшки? Непонятные конструкции? Эффект неожиданности - это пожалуй самое сильное впечатление от прогулки.
Пара слов про "что", "к чему" и "почему".
Васильевский остров задумывался, как центр Санкт-Петербурга. Пётр задумал построить на острове город, похожий на города Европы (гибрид Амстердама и Венеции). По плану нанятого архитектора Трезини предполагалась сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов.
Реально каналами (с водой) в то время стали 1, 4-5, 8-9 линии.
Генерал-губернатор Петербурга Меньшиков тайно саботировал указание Петра прокладывать каналы, поэтому их строили узкими – даже две лодки не могли разъехаться. Каналы со временем зарастали, а жители сваливали в них мусор и сливали нечистоты. При Екатерине II императорским указом каналы были засыпаны, но названия сохранены, поэтому улицы до сих пор называются линиями.
Большинство из нас гуляли по европейским городкам аналогичных периодов постройки. Даже если чуть старше - градостроительные нормы в те времена менялись очень медленно.
Стандартные европейские кварталы были прямоугольниками со стороной чуть больше 100 м. Если 150 х 200 - уже много.
Расстояние между линиями ВО вплоть до 22 линии составляет около 160 м. При этом вглубь, вдоль линий, это может быть и все 400 м.
К домам нужно было подвозить воду, дрова и пр. На улицу выходили парадные входы. Черные лестницы - во дворы. Там же были дровяные сараи и другие подсобные помещения. Короче, таких кругов можно намотать, что и половину развезти не успеешь.
Проблема была решена дополнительными проездами во дворы (арками), их по периметру домов делали достаточно.
И еще. В интернете часто встречаются возмущенные вопли, что раньше дворы были открыты, а теперь закрывают, как так!
Это не совсем правда. Изначально дворы закрывались, ключ у дворника, он и следил за всеми въездами. Потом, в начале XX в. (а особенно после революции), в домах стали организовываться товарищества (снабжение на весь дом), а дворники слегка канули в лету, ну, т.е. подмел территорию - вот почти и все функции. Вот именно тогда дворы перестали запирать. Так что нынешнее закрытие - как бы возвращение к истокам.