И опять наступает время занимательных фактов, легенд и загадок.
Сами они себя не расскажут.
Как я говорила в начале, впервые Изборск упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом.
А почему? Что такого занимательного произошло в успешном торговом поселении?
А было дело так:
Жило здесь в древние времена славянское племя кривичей. А в новгородской земле - племя ильменских словен. Между ними еще ряд финских народов, из которых наиболее известны вепсы и водь. Им приходилось воевать как друг с другом, так и с приходящими сюда за добычей или данью скандинавами. В какой-то момент они прогнали скандинавов полностью, но тут выяснилось,что друг друга они терпеть не могут еще больше. Наступил полный беспорядок, и тогда было принято верное решение - посовещавшись между собой, два славянских и два финских племени позвали для правления людей со стороны - варяга Рюрика и его товарищей.
Просто для справки.
Ученые все-таки склонились к тому, что варяги - это не шведы, не скандинавы. Это просто объединенное название народных групп по Балтийскому побережью и, говорят, даже по Волге, до Булгарского царства. Ну а племена и народности, жившие на этой территории, были в большей или меньшей степени "славянскими". Если вообще такое деление нужно.
Это я к тому, что если бы пригласили викинга или кого-то из Каролингов, можно было бы удивиться. А так... варяги, дальние соседи. Водный путь именно к ним выводил.
Рюрик был старшим сыном князя Годлава.
Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём.
Получалось, что у себя на родине Рюрику ловить было нечего, а тут - заманчивое предложение!
Но все-таки, причем здесь Изборск?
Так ведь именно этим водным путем, через Чудское, Псковское озера и дальше по Ходнице Рюрик в эти земли и прибыл. В Изборск значит.
НО! Прибыл он не один.
"Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля", — свидетельствует "Повесть временных лет" XII века.
Пока все понятно. Пришли 3 брата, каждый с дружиной, народу прибыло немало. Кстати, Белоозеро - это нынешний Белозерск в Вологодской области (галочка, интересненько...)
Однако по одной из версий, с Рюриком на Русь пришли не Синеус и Трувор, а просто некие родственники (sine hus в переводе со шведского — "свой род") вместе с дружиной (по-шведски thru varing). А русский летописец подумал, что это имена собственные. Ему простительно, тогда с языками и географией много путаницы было.
Но вроде мы уже договорились, что шведский тут не при чем...
Ну да ладно. Легенды склоняются к брату Трувору, пусть будет так.
Если история с Рюриком, Синеусом и Трувором покрыта туманом, то дальнейшие события мы знаем довольно неплохо. Пришедшие с Рюриком варяги вместе с призвавшими их славянами отправились на юг, подчинили остальные славянские племена, которые вовсе не планировали кого-то приглашать - им и без варягов было хорошо, дошли до Византии, проложили путь из варяги в греки - и образовали Древнерусское государство. Но это уже было при варяжском князе Олеге. Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег ( Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. И при нем Изборск стал частью первого русского объединенного государства.
Далее значимость города идет на спад.
При Великой Киевской княгине Ольге Изборск стал пограничным пригородом Пскова (945 – 960).
В X веке Изборск превращается в относительно крупный раннесредневековый центр ремесла и торговли с деревянной крепостью, позже перестроенной в каменную. Её одни ворота вели к посаду, а другие — к пристани и торгу на берегу Городищенского озера.
Затем город исчезает из упоминаний в летописях и вновь появляется в связи с нападениями рыцарей с запада. Войны с рыцарями продолжались около трех столетий до начала 16 века.
В 1233 и 1240 г.г. Изборск захватывали ливонские и тевтонские рыцари, но были изгнаны после победы Александра Невского в 1242 году на льду Чудского озера.
На этом моменте истории мы временно остановимся.
- Во-первых, ничего из моего рассказа мы не увидим. Память об этом хранит только маленькая протока, оставшаяся от реки Ходницы.
- Во-вторых, что за книжка без картинок?
Ну и еще одна загадка. Прямо перед ней, на высоком берегу озера я и вещала про Рюрика, Трувора и начало Руси.
Местные назвают это Труворов крест.
Высечен крест из ракушечника, как и большинство мальтийскообразных крестов, которые торчат из земли по нескольку на каждом квадратном километре вокруг Изборска. Надгробная плита, как и сам крест, испещрены непонятными символами. Очень похоже на руны, и перевода их отыскать так нигде и не удалось. Версий куча, но какие-то они ... как от безысходности.
Ученые перевели все надписи великих пирамид Гизы, а несчастный крест в Изборске никому, оказывается не нужен...
Вот плита рядом. Здесь похоже был второй крест.
Остатки лежат по всей небольшой площадке.
Что-то можно рассмотреть и так. А вот крупнее.
По мнению ученых Труворов крест датируется XIV - XV веками. Об этом времени свидетельствуют палеографические особенности сделанной на нем надписи (ага, форма и стиль письма, а расшифровать?) , сама форма креста. К язычнику Трувору он не имеет никакого отношения. Это даже не надмогильный крест, которые нередки в древней Новгородско-Псковской земле, а памятный. Он поставлен изборянами, очевидно, в XIV веке.
Слишком много "возможно" и "очевидно".
И еще. Приехав в Изборск в 862 г. Рюрик княжил и собирал народ в государство вплоть до 879 г.
Рюрик пал в бою. И произошло это на берегу Ладожского озера. Или в окрестностях Новгорода.
Версий много, увернности нет.
*******************************************************************
Дополнение по следам рассказа.
С письменностью в те времена все было так себе. Строчились княжеские указы, подписывались торговые договоры. К фиксации фактов относились немножко халатно. Летописи если и велись, то до нас не дошли. Даже "Повесть временных лет" дошла не в оригинале, а в списках. А каждый новый писец норовил внести свою лепту в историю. "Я так вижу" и "Этак красивше получится". С уклоном в современную ему ситуацию и мировоззрение.
Вот и гадают ученые, что и правда было, а что позже добавлено.
С Рюриком тоже все неоднозначно. Не стала добавлять в рассказ, но "раз пошла такая пьянка, режь последний огурец".
Из интернета:
"С Рюриком есть у историков одно интересное предположение. Скорее всего, это был датский конунг Рерик Ютландский, вассал германского императора. Он жил как раз в те годы. И был вынужден покинуть родные земли из-за междоусобиц. 20 лет где-то скитался, а потом смог наконец вернуться. Так вот, очень похоже, что все эти годы он вовсе не бродяжничал, а просто уехал " на подработку" к славянам, которые его наняли для обеспечения порядка. Тогда понятно, почему он исчезает из летописей, и почему у нас нет его могилы."
И еще - в исторических документах встречаются "Рюрик" и Рёрик".
Не добавила, поскольку несколько раз наткнулась на предостережение: "Рюрик и Рёрик - это разные люди!"
Наташа писала:
"Про Рюрика читала то ли в Науке и Жизни, то ли в Знание -Сила (но достаточно давно уже), что исследовали сегодня живущих потомков рюриковичей на поиск скандинавского гена. Не нашли, те же компоненты, что и у всех славянских народов. Последнне, что читала, что Рюрик из племен балтийский славян, те живущих на юге Балтики."
Вот это я тоже прочитала и оно меня убедило. Варяги - не скандинавы. Это были больше славянские племена (ну, в широком смысле, они тоже очень разные были).
"Мне Герхард присылал ссылку на результаты исследования какого-то района Германии, где, предположительно, и жили балтийские славяне. Археологи там сецчас сделали музей. Помню, что было написано, что поселение, предметы быта не отличались от тех, что находили в янинских раскопах. Но сейчас с ходу уже не найду, а навскидку - не помню, что за место... "
Думаю, я знаю про что. Хотя источники могут быть разные.
"Несколько раз упоминают страну Варангию и её жителей варангов византийские летописцы. Это название северной страны-непонятки встречается даже у Тацита. Но, повторяю, в византийских летописях «варанги» появляются только в 10-ом веке. Лишённые к тому времени родины, рассеянные по всему Варяжскому морю, русы-варяги в качестве легионеров и охранников нанимались к правителям разных стран. Кстати, страна, откуда происходили родом их предки, согласно греческим описаниям находилась именно на том месте, где сейчас немецкий город Варен (земля Мекленбург-Передняя Померания). Несмотря на богатырское телосложение, греки их любили дразнить варанги-маранги. («маранги» означало «пришельцы с моря»)."
Ну как-то так.
К 10-му веку Варангии-Вагрии уже не существовало. И все забыли о том, что когда-то слово это произошло от простых варщиков соли. Трудились - трудяги, дела делали - деляги и т.д. Соль варили - варяги.
Конечно, постепенно всё перемешалось «в доме славянском». И у варягов стали служить в дружинах скандинавские кореша, и наоборот. И варяги порой вели себя далеко не благородно, подражая скандинавам, грабили окрестные берега. Возможно, что слова «ворог»/«враг»/«врази»/«враже» и даже «вор» появились именно в то время из-за разбойничьих нападений варягов-изгоев на своих же сородичей. В семье не без урода! (До этого говорили не «вор», а «тать», от слова «утаить».)
Не мое. Из интернета. Расписание на автобусной остановке около Waren.
Половина названий мест, куда идут автобусы, ни разу не немецкие.
Не уверена, что это не подгонка фактов. Просто описала возможные пути исследований. Но определенно - "это вжжжжж неспроста".