Этот рассказ может быть немножко грустным, но уж что имеем.
Я в принципе человек спокойный и миролюбивый, думала, что все отрицательные эмоции на Литейном выплеснула. Но именно в момент этой прогулки мне хотелось топать от злости ногами и кричать: "Да как так-то? Вы серьезно? Просир...ть миллионы на всякую пафосную показуху и дать спокойно загнуться кусочку истории, который уже никто не повторит? У нас таких памятников навалом, что ли?"
Фуф... Теперь можно рассказывать спокойно.
Дворец Юсуповых в Москве.
Известно, что древняя Москва была деревянной. На дошедших до нас рисунках заезжих путешественников можно увидеть огромное скопление низких рубленых изб, над которыми возвышается сорок сороков каменных московских церквей. Жилые каменные дома вплоть до XVIII века были в Москве большой редкостью. Один из первых каменных домов в Москве был построен для архиерея Серафима по особому разрешению великого князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, в 1433 году. Дошедших из глубины веков каменных боярских палат совсем немного (к тому же многие из них унес пожар 1812 г.).
Одни из них палаты боярина Волкова в Большом Харитоньевском переулке.
Возможно в XVI веке на этом месте стоял охотничий дворец Ивана Грозного, из которого шел подземный ход в Кремль.
Однажды, как рассказывает предание, Грозный, возвращаясь с охоты, зацепился собольей шапкой за ветку сосны. Шапка свалилась с головы царя на землю. Царь разгневался и приказал срубить не только дерзкую сосну, но и вырубить кругом поляну, и на том месте, где упала шапка, построить Сокольничий дворец, который должен был служить ему "для отдохновения и охоты".
Из него, из опочивальни, Грозный приказал провести подземный ход до Кремля и связать его с сетью других многочисленных подземных ходов.
Официального подтверждения вроде историки не нашли. Но легенды, особенно красивые, мы любим. А Сокольничий дворец Ивана Грозного и правда существовал, был построен около 1555 г вблизи Красных ворот. Территориально тоже в принципе сходится.
Если отвлечься от легенд.
Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.
Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.
В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью меньше года, но благодаря ему дом вошёл в историю как палаты Волковых – Юсуповых.
В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову (сыну того самого Дмитрия Сеюшевича, который крестился). Юсуповы владели дворцом без малого 200 лет.
Вот он, Григорий Дмитриевич. Так изображен он на стене своего дворца.
Служил он во время Петра Первого, был сподвижником первого императора и прославился в Азовских походах и Северной войне. О его близости к Петру говорит тот факт, что за гробом императора он шёл наравне с А.Д.Меньшиковым и Ф.М.Апраксиным.
Сейчас дворец можно посмотреть только снаружи. И то с прыжками, зависаниями на ограде и прочей акробатикой.
Со стороны переулка есть небольшой сад и ограда.Зеленая трава и красный дворец смотрятся очень нарядно!
Окна.
Правая и левая часть комплекса разительно непохожи. Говорят, в XVIII в. они существовали раздельно как главные дома смежных владений и представляли собой компактные строения со сводчатыми парадными помещениями на подклетах, с сенями и наружными крыльцами. А позже были объединены.
Усадьба была значительно расширена в XVIII веке при князе Николае Юсупове: появился сад с оранжереями и известный на всю Москву Юсуповский театр. Вот как описывал эти палаты Феликс Юсупов, который настаивал, что его семья их не любила:
«Дом этот был в старомосковском вкусе крашен ярко-желтой краской. Спереди – парадный двор, сзади – сад. Залы сводчатые, с картинами на стенах. В самой большой зале коллекция золотых и серебряных вещей и портреты царей в резных рамах. Остальное – горницы, темные переходы, лесенки, ведущие в подземелье. Толстые ковры заглушали шаг, и тишина прибавляла дому таинственности».
Слева дворец можно обойти.